Работал я сегодня ночью, работал... Всё мифологию скандинавов писал. Недоработал. Но вышло вот что..:



Скандинавская космогония возводит начало мироздания к мировой бездне Гинунгагап, в которой скапливался иней от взаимодействия студёных брызг потока Хвергельмир (или Эливагар) и огненных искр, летевших из Муспелля – области вечного пламени. Чем больше искр попадало в Гинунгагап, тем быстрее таял иней, и в процессе таяния из него возникло первое живое существо – инеистый великан Имир.



В начале не было

(был только Имир)

Ни берега моря,

Ни волн студёных,

Ни тверди снизу,

Ни неба сверху,

Ни трав зелёных –

Только бездна зевала. ***(«Прорицание Вёльвы» Здесь и далее

в пер. В.Г.Тихомирова – прим. Ред.)



Вместе с Имиром из бездны Гинунгагап возникла космическая корова Аудумла. Она вскормила Имира своим молоком, а сама питалась тем, что лизала солёные камни, покрытые инеем. Впоследствии из этих камней «вылизался» предок богов великан Бури. Из подмышек Имира и от трения его ног родились и другие великаны. Потомки Бури, сыновья его сына Бора – Вили, Ве и Один -- убили Имира и расчленили его, чтобы создать мир.



Из мяса Имира

Сделаны земли,

Из косточек – горы,

Небо из черепа

Льдистого йотуна, ***(Йотуны – инеистые великаны – прим. Ред.)

Из крови – море. ***(«Речи Вафтруднира» – прим. Ред.)



Они создали Митгард (серединный мир, саму, так сказать, Землю) из ресниц Имира. В Скандинавской мифологии можно наблюдать две модели: горизонтальную и вертикальную. В горизонтальной, «плоской» модели Митгард расположен посередине, со своим центром Асгардом, с Юга светит солнце, а следовательно он является олицетворением всего светлого, на севере находится край тьмы и смертоносности, на востоке находится Утгард – край чуждого и непознанного, родина враждебных богам инеистых великанов-хримтурсов.

Митгард окружает мировой океан, в котором плавает Мировой Змей Йормунганд.

Вертикальная проекция представлена Мировым Древом – ясенем Иггдрасиль (иначе – Лерад), соединяющим девять миров. Сучья его поднимаются выше неба, а три корня поддерживают дерево.







Тремя корнями

Тот ясень-древо

На три страны пророс:

Хель – под первым,

Хримтрусам – второй,

Под третьим род человеков.



Белка по имени

Мысь Вострозубка

Снуёт по Иггдрасиль-древу,

Сверху она

Слово орла

Вниз тёмному Нидхеггу носит.



Две пары оленей

Вершину древа

Гложут, вытянув выи:

Туротрор, Умерший,

Мешкий и Чуткий.



И змей немало

Под Иггдрасиль-древом –

Больше, чем думают дурни иные:

Пустожил и Подземельник –

Волкодлачьи чада,

Тоже Серый и Скрытень,

Снотворец и Витень;

Мне же ведомо: ветви

Дерева им вечно грызть.



Иггдрасиль-ясень

Терпит страсти,

Коих не знают люди:

Олень объедает,

Ствол подгнивает,

Нидхегг терзает снизу. ***(«Речи Гримнира», -- прим. Ред.)



Девять миров, соединяемых Иггдрасилем – скорее всего метафора, поскольку в эддических текстах неоднократно говорится, что ясень стоит в Митгарде, крона его возносится к небу-Асгарду, а корни уходит в преисподнюю-Нифльхель, другие миры не упоминаются. Вероятно, названное количество миров (девять) связанно со священностью этого числа у скандинавов, как и у египтян. По видимому девять миров – своего рода «три-в-кубе», мифологическое умножение тройки как символа мироздания, подчёркивающее значимость каждой из трёх пространственных сфер.

«Младшая Эдда» упоминает три неба: одно – Асгард, а выше Андланг (Беспредельное) и Видблаин (Широкосинее).

На кроне Иггдрасиля восседает мудрый орёл – олицетворение власти, спутник солнечных богов, божеств неба и войны. Как у всех птиц он имеет связь с воздухом, но особо крепкую, он – владыка воздуха, олицетворение царственной, неприкосновенной власти, способен долетать до солнца. Между его глазами сидит ястреб Ведрфельнир – птица солнца, спутник солнечных богов, олицетворение знатности и аристократизма.

Крону Иггдрасиля объедают олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, стоящие на крыше Вальхаллы. Молоко козы питает жителей Вальхаллы -- эйнхериев.

Корни ясеня обгладывает дракон (Wurm – нем. – прим. Ред.) Нидхегг, вместе с кишащими вокруг змеями. В конце времён, в финальной битве – Рагнарек – Нидхегг вырвется из преисподней.

Там же, у корней ясеня находится обитель трёх «сестёр судьбы» – трёх норн. Норны определяют судьбы людей, прядут нити судеб, или вырезают и мечут руны.



Первая Урд,

Верданди тоже

(резали жребья),

А третья – Скульд:

Судьбы судили,

Жизни рядили,

Всем, кто родится,

Удел нарекали… ***(«Прорицания Вёльвы» -- прим. Ред.)



Между Орлом и Драконом снуёт белка Рататоск («Острые зубы»), являющаяся, как бы посредником между «тёмным» и «светлым». На стволе, ближе к кроне пасутся четыре оленя. Их символика связанна с солнцем, луной, огнём и светом вообще.

Помимо Иггдрасиля землю и небо соединяет радужный мост Биврест, состоящий из трёх цветов. Один его конец достигает жилища бога Хеймдалля, охранника. Когда при кончине мира по мосту поедут злобные сыновья Муспелля – мост разрушится. Страж Хеймдалль является «светлейшим из Асов», охраняющим не только мост, но и Иггдрасиль-ясень. Его имя – Heim-dallr –толкуют как «Мировое Древо». Хеймдалля называют сыном девяти матерей.

Лучше всего в мифологии скандинавов описаны миры Асгард и Нифльхелль.

География Асгарда запутанна. Известно, что в него прорастает кроной Иггдрасиль, что поблизости от кроны находится поле Идавелль, где боги собираются на совет. С ветвей ясеня каплет влага, дающая начало многочисленным рекам, текущим через Митгард и ниспадающих в Хель.

Неподалёку от Иггдрасиля находится Вальгалла. Её легко узнать:



Кто к Одину отходит,

Оные хоромы

Тот сразу распознает:

Кров там – тарчи,

Копья – стропила,

На скамьи стланы кольчуги,



Кто к Одину отходит,

Оные хоромы

Тот сразу распознает:

Волк там подвешен

Над дверью закатной,

И тоже орёл там кружит.



В Вальхаллу попадают после смерти избранные Одином, отмеченные ратной доблестью люди – эйнхерии. Оные ещё при жизни пользуются покровительством Одина, а после смерти на поле боя их переносят в Вальхаллу валькирии – посланницы Одина.

Вальхаллу окружает полноводный поток Тунд, который эйнхериям не пересечь. Посреди поля стоят ворота Вальгринд – врата для мёртвых.

Эйнхерии питаются бесконечным молоком козы Хейдрун и неубывающим мясом вепря Сэхримнира.

Размеры Вальхаллы НЕ беспредельны, но вмещают изрядное количество воинов.

Помимо Вальхаллы Асгард содержит ещё несколько чертогов богов:

Трудхейм («Обитель силы»), или Бильскирнир («Неразрушимый»), -- чертог Тора.

Идалир – чертог Улля.

Валаскьяльв – чертог Одина с троном Хлидскьяльв («Сторожевая башня»): «когда восседает на нём Всеотец, виден ему оттуда весь мир».

Секквабек («Погружённая скамья») – чертог Одина и Саги.

Гладсхейм («Обитель радости») – чертог Одина, часть которого составляет Вальхалла.

Трюмхейм («Обитель шума») – чертог богини Скади.

Брейдаблик («Широкий блеск») – чертог Бальдра.

Химинбьерг («Небесная гора»), стоящий рядом с мостом Биврест – чертог Хеймдалля.

Фенсалир («Болотные палаты») – чертог Фригг.

Фолькванг («Поле боя») – чертог Фрейи, где находится вторая половина Вальхаллы.

Глитнир («Блестящий») – чертог Форсети.

Ноатун («Корабельный двор») – чертог Ньерда.

К этому списку «Младшая Эдда» добавляет святилище богинь Вингольв.

Кроме того на небе находится святилище светлых богов-ванов Ванахейм и обитель светлых альвов Альвхейм.

Нифлхель же помещается на севере в горизонтальной проекции и внизу в вертикальной.

Правит преисподней великанша Хель, по имени которой иногда называют и сам Нифльхель. О ней в «Младшей Эдде» говорится:

«А великаншу Хель Один низверг в Нифльхель и поставил её владеть девятью мирами, дабы она давала у себя приют всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней, или от старости. Там у неё большие селенья и на диво высоки её ограды и крепки решётки. Мокрая Морось зовутся её палаты, Голод – её блюдо, Истощение – её нож, Лежебока – слуга, Соня – служанка, Напасть – падающая на порог решётка, Одр Болезни – постель, Злая Кручина – полог её. Она наполовину синяя, а наполовину – цвета мяса, и её легко признать по тому, что она сутулится и вид у неё свирепый.» Перед Нифльхель протекает река Гьелль, через которую переброшен мост, «выстланный светящимся золотом».

По видимому именно в преисподней находится обитель тёмных альвов, ил цвергов – карликов, боящихся солнца, потому как оно превращает их в камень.

Вне пространства, то есть вне двух проекций находятся две местности. Существовавших ещё до начала времён – огненный край Муспелль и ледяной край Нифльхейм с потоком Хвергельмир, или Эливагар. О Муспелле известно только то, что это край огня, расположенный где-то на юге; в этом краю обитает огненный великан Сурт, с которым в Рагнарек сразится бог Фрейр. Нифльхейм – край мрака, испарения ядовитых рек которого оседают инеем в мировой бездне Гинунгагап.